Безумная жизнь Сальвадора Дали

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

В Испании — новый режим

В 1930 году Примо де Ривера после семи лет правления был выдворен в Париж. Некоторое время череда сменяющих друг друга правительств — по существу военных — кормила народ обещаниями провести всеобщие выборы, но только оттягивала время. И вот 12 апреля 1931 года, впервые с тех пор как Ривера упразднил их в 1923 году, в Испании состоялись выборы муниципальной власти. В результате обнаружилось, что подавляющее большинство избирателей не могут простить Альфонсу XIII поддержку диктатуры и требуют Республики. Вслед за Риверой беспрепятственно отбыл в Париж король, пытаясь, видимо, таким образом предотвратить вспышку Гражданской войны, однако от престола не отрекся. После этого даже влиятельные монархисты не могли выступить в его защиту, и все сошлись на том, что короля нельзя было выпускать из страны. Четырнадцатого апреля 1931 года, через два дня после муниципальных выборов, была провозглашена Вторая Республика. Демократически настроенные испанцы приветствовали это событие, не скрывая враждебности к католической церкви. И только спустя несколько недель, 7 мая, кардинал Сегура выступил с гневной обличительной речью. Он критиковал реформы временного правительства, разрешавшие разводы и проституцию, передачу земли в частную собственность, отделение школы от церкви. Одиннадцатого мая в Мадриде были сожжены шесть женских монастырей и здание, принадлежавшее ордену иезуитов. Подобные события происходили повсеместно, и очень скоро католическая церковь резко ужесточила свою позицию по отношению к зарождающейся Республике1.

Не только Дали, но и сюрреалисты вообще поддерживали новые идеи в Испании и глубоко им сочувствовали. Сразу после поджога мадридских монастырей они выпустили полный издевательств и злобы манифест "Огонь!", в котором, потеряв всякое чувство меры, выражали согласие с действиями поджигателей и заявляли, что Республика превратилась в буржуазный фарс, разыгранный церковью и землевладельцами, что временное правительство уже предало народ и ничто не может помочь Испании, кроме кровавой очистительной марксистской революции. Поджог церквей должен стать возмездием за аутодафе, устраиваемые некогда испанской церковью; церковные сокровища необходимо изъять и купить оружие, чтобы "буржуазную Революцию" превратить в революцию пролетарскую. Что касается священников, они должны быть изгнаны из своих убежищ, а церковные символы уничтожены. Громоподобный манифест вещал: "Когда дело касается религии, бога-пугала и священников-паразитов, ненасилие равнозначно примиренчеству с бесчисленными крысиными норами христианства, которые должны быть уничтожены". Сюрреалисты негодовали, что Альфонсо XIII было предоставлено убежище в Париже, в соответствии с французскими законами, и что во Францию сбежали испанские священники, спасаясь "от великого пожара, взметнувшегося над вершиной Пиренеев". Король должен быть возвращен в Испанию, где его будет судить народ; а французские атеисты, революционеры, рабочие должны бороться ради того дня, когда Бог, как старый мусор, будет выметен с поверхности мира. Манифест подписали Бенжамен Пере, Рене Шар, Ив Танги, Луи Арагон, Жорж Садуль, Жорж Малкин, Андре Бретон, Рене Кревель, Андре Тирион, Поль Элюар, Пьер Юник, Максим Александр и десять неназванных "зарубежных товарищей", в числе которых — это общеизвестно — были Дали и Бунюэль2.

Примечания

1. Jackson, pp. 30-34.

2. Historie du surrealisme. Documents surrealistes, pp. 184-186.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
©2007—2024 «Жизнь и Творчество Сальвадора Дали»