А. Пичот. Театр-Музей Дали в Фигерасе

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

Вестибюль

Античная скульптура «Ганимеда»

В вестибюль Театра-Музея ведут стеклянные двери со старыми железными утюгами, наподобие тех, что часто встречаются в иконографии сюрреалистов и самого Дали и используются для выражения самого различного подтекста, в том числе и эротического. Здесь они служат дверными ручками. Оставив снаружи памятник Франсеску Пужольсу и церковь Святого Петра, сквозь огромные окна вестибюля мы видим феерическую декорацию внутреннего двора-сада.

Мы окунаемся в пучину памяти Дала, ведь только-только шагнув за порог, мы знакомимся с выдающимися мастерами искусства и другими важными персонажами и событиями биографии художника и получаем ключи, необходимые для понимания Театра-Музея во всей его сложной многозначности.

Сразу у входа, между билетной кассой и дверью, мы видим фотографию очереди на первую европейскую ретроспективную выставку Дали, проходившую в роттердамском музее Бойманс Ван Бенинген с 21 ноября 1970 г. по 10 января 1971 г. Художнику очень нравилась идея очередей, особенно очередей в его Театр-Музей. Здесь также выставлена фотография Дали в Порт-Льигате, сделанная Марком Лакруа в 1974 году, в год открытия Театра-Музея.

Справа, рядом с лестницей, ведущей на три верхних этажа, можно увидеть афишу выставки Антони Пичота, расположенной на втором этаже. Далее следует оригинальная афиша, объявляющая об открытии памятника Франсеску Пужольсу, со сделанной Дали каллиграфической надписью: "Инаугурация: Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна, памятник философу каталонской мысли Франсеску Пужольсу. Монстры Пичот Дали и Дождливый Кадиллак С.Д.". Надпись на афише как бы приглашает на спектакль и навеяна бессмертными рельефами на колонне Траяна, бывшей для Дали важным ориентиром, и другой афишей Дали, созданной им для выставки "Дадаизм, сюрреализм и их наследие", проходившей в Музее современного искусства Нью-Йорка с 27 марта по 9 июня 1968 года. Согласно отзывам в прессе того времени: "На выставке "Дадаизм, сюрреализм и их наследие" не только под единым сводом показывают три спектакля, о чем свидетельствует само название, но и дается блестящий обзор дадаистского и сюрреалистического движений, тесно связанных между собой и до сих пор питающих большую часть экспериментального и авангардистского искусства". Именно с такой мыслью следует начинать экскурсию по этому выставочному пространству. Сразу же далее мы видим оригинальный набросок плаката "Специального выпуска лотереи ко Дню испанской нации", разыгранного в музее 9 октября 1976 г., афишу к официальному открытию Театра-Музея в 1974 г. с фотомонтажем первого проекта реконструкции партера, который сейчас нам виден с этого места, и плакат к выставке Пикассо, проходившей в барселонском Музее Пикассо с 6 декабря 1977 г. по 10 января 1978 г. С другой стороны представлены литография проекта оформления потолка, афиша к открытию Фонда Жоана Миро в Барселоне в 1976 г., фотография, свидетельствующая о дружбе Дали с Жозепом Таррадельясом, первым президентом Каталонского Правительства после диктатуры, шутливое сочинение друга Дали Карлеса Фажеса де Климента "Триумф и стишки Гала и Дали" с иллюстрациями самого художника, и оригинальный плакат "Сюрреализм", в котором следует отметить бином "сюрреализм-классика", проиллюстрированный широко известными, наиболее характерными произведениями Дали и мастеров западного искусства. В этом плакате проводится параллель между Комте и Пужольсом, Моро и Фортунем, Леду и Гауди. Первую серию завершают афиша "Хеппенинга с Сальвадором Дали", прошедшего в нью-йоркском Линкольн-центре 23 февраля 1966 г., плакат к выставке Дали на 22-ом Салоне в Монруже в 1977 г., плакат "Памяти Мейсонье" к выставке в Париже в 1967, где Дали чествует и отдает дань восхищения живописцам салонного академизма, в частности, Мейсонье и Детаю, плакат Дали "Памяти Гойи" к выставке 1977 года в музее французского города Кастр и анонс издания 300 экземпляров альбома "Салива-софа" ("Слюна-софа") с фотографиями Орьоля.

Символичные плакаты: Пикассо, Миро
Символичные плакаты: Пикассо, Миро

Символичные плакаты: Сюрреализм, Дали
Символичные плакаты: Сюрреализм, Дали

В двух нишах мы видим две парные статуи Хосе Альвареса Куберо (1768-1867), изображающие троянского героя Ганимеда, избранного за красоту в виночерпии Зевсу. Статуи намекают на миф о том, как Зевс пленился Ганимедом и соблазнил его, приняв облик орла. На скульптуре справа на голове у Ганимеда надета шапка-шлем с золотом и жемчугом, попавшая к Гала от труппы русского балета, слева скульптура героя установлена перед реликварием.

На левой стене, на пышном коллаже-веере, созданном под руководством Дали его подругой фотомоделью и певицей Амандой Лир, выделяются две фотографии Гала с надписями. Самая известная из них, пожалуй, та, где на лбу у Гала написано "Tete au chateau" ("Голова во дворце") — намек на замок Пуболь, подаренный ей художником. На этих двух фотографиях следует обратить внимание на взгляд Гала, которым так восхищался ее первый муж поэт Поль Элюар. В сочетании с изображением Аманды Лир с ее пустыми глазами и настойчивым воспроизведением иконографического элемента "око" этот взгляд заставляет понять, что Дали забавляется игрой аллюзий в понятиях "взгляд" и "видение". Большинство элементов этого коллажа, включая фотографию Мэрилин Монро Филиппа Халсмана, "маоизированную" художником, относятся к работе Сальвадора Дали для юбилейного номера французского журнала "Вог", выпущенного к 50-летию с начала его выхода (1921-1971 гг.).

С другой стороны, под лестницей, ведущей на верхние этажи музея, наше внимание привлекает орел, дар команды "кастельерс" (вид народных состязаний -построение акробатических пирамид) "Элс Щикетс де Вальс". В образе этой птицы художник отдает дань праздничным народным традициям своего края. Голова китайца, помещенная в широкое отверстие на груди фигуры, намекает на фильм Дали "Впечатления о Верхней Монголии", поставленный Хосе Монтесом Бакером в 1975 г.

Вестибюль Театра-Музея Дали
Вестибюль Театра-Музея Дали

Античная скульптура «Ганимеда», «далинизированного» головным убором, расшитым золотом и жемчугом
Античная скульптура «Ганимеда», «далинизированного» головным убором, расшитым золотом и жемчугом

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
©2007—2024 «Жизнь и Творчество Сальвадора Дали»