А. Пичот. Театр-Музей Дали в Фигерасе

На правах рекламы:

• Все подробности Дизайнерский картон у нас.

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

Зал сокровищ

Зал сокровищ Театра-Музея Дали в Фигерасе

Этот зал, так названный самим Сальвадором Дали, весь обшит красным бархатом, будто шкатулка а\я драгоценностей. В нем находятся важнейшие из экспонатов Театра-Музея и, одновременно, произведения художника, наиболее ярко выражающие дух его творчества. И снова работы следуют не в хронологическом порядке, позволяя однако посетителю принять участие в занятной игре аналогий и контрастов, ссылок на художественный стиль и идейное содержание, приближающих нас к истории искусства, Возрождению (в частности, к Рафаэлю), к известным авангардным движениям, к науке, к Гала, к самому живописцу, запечатлевшему себя в автопортрете, к его вечно любимому пейзажу и к художнику Марьяно Фортуню. В этом зале нам станут понятны многие навязчивые идеи и предпочтения Сальвадора Дали.

Войдя внутрь этого зала, мы видим перед собой "Корзинку с хлебом" (1945) [С31]. Эту важнейшую картину, сопровождавшую супругов Дали во всех переездах, Гала считала лучшим подарком, когда-либо сделанным ей художником: она полна таинственности, это — абсолютная загадка. Выбранная в качестве иллюстрации "Плана Маршалла", программы американской помощи по восстановлению Европы в послевоенные годы, картина стала предметом многочисленных исследований и неоднократно приводилась самим художником в качестве примера. Так, в одном из самых ключевых высказываний, он дает нам критерии для анализа этого полотна: "Полгода моей задачей было овладеть утерянной техникой старых мастеров, достичь предвзрывной неподвижности предмета. Это самая строго выдержанная картина с точки зрения геометрической композиции. Структурные силовые линии напряжены до последнего предела. Еще чуть-чуть — и с этой горбушкой случится корпускулярный взрыв. За двадцать лет корзинка превратилась в корону, а хлеб обрел компактность локтя или носорожьего рога".

Рядом с этой работой присутствует Гала, жена и вдохновительница художника. Справа — "Гала со спины, смотрящаяся в невидимое зеркало" (1960) [С39], а слева — "Атомная Леда" (1949) [С34], свидетельствующая об интересе художника к науке. Относительно этой второй картины Дали заявлял: "Я не могу утверждать, что моя "Леда", в которой все парит в пространстве, — шедевр. В эпоху ужасающего механического прогресса и духовного распада, в которую мы живем, мне это кажется невозможным. Но я могу гарантировать, что она останется шедевром среди остальных произведений Дали. Я также могу гарантировать, что более похвально творить красоту в 1947 году, чем под отеческой опекой какого-нибудь Перуджино. Мне потребуется еще четыре месяца, чтобы закончить "Леду". Как только она будет закончена, я снова выставлю ее в Нью-Йорке, а на следующий день она отправится в Европу. В наилегчайших, хитроумно сконструированных коробках поедут: "Леда" — в моей правой руке, "Корзинка с хлебом" — в моей левой руке и колосок пшеницы — в моей второй правой руке, то есть в руке Гала".

Еще два полотна — "Галарина" (1945) [С32] и картина с названием "Гала, созерцающая Гиперщдическое распятие" (1954), этюд к картине "Гиперкубическое распятие", выставленной в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, а также рисунки — эскиз к картине "Моя жена, обнаженная, смотрит на свое тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой" (1945), был куплен на аукционе Фондом "Гала-Сальвадор Дали" и экспонируется здесь рядом со схожим по тематике, уже упомянутым полотном "Гола со спины, смотрящаяся в невидимое зеркало" (1960) [С39], и второй рисунок "Портрет смеющейся Гала" (1969), делают еще более очевидным властное присутствие Гала в Театре-Музее и, в частности, в этом зале.


Работы Дали часто воспроизводятся на обложке книг, журналов и каталогов

Также следует отметить восхитительное полотно скромных размеров "Призрак сексуальной привлекательности" (1934) [С19], в котором художник представлен мальчиком в матроске, созерцающим чудовище сексуальности; "Растраивающийся автопортрет" (1926-27) ярко выраженного футуристического происхождения с тройным, характерным для этого периода силуэтом художника; "Сифон и бутылочка рома (кубистская живопись)" (1924) [С8], схематичная, полная символики работа, явно демонстрирующая влияние итальянских художников — Джоржо де Кирико и других "метафизиков"; "Порт-Альгер" (ок. 1923) [С5] — вид на Кадакес, выполненный на пленере; несомненная ссылка на живопись Марьяно Фортуня, этюд к "Битве при Тетуане" (1962) с многозначащим посвящением по-французски: "Гала — заре моей жизни от Дали, 1962 г", в которой привлекают внимание зияющие пустотой лица всадников и до мельчайших подробностей выписанные кони; и незавершенный "Портрет Рамонеты Монсальватже" (1925), дамы из Фигераса, окруженный легкой таинственностью. По поводу "Портрета смеющейся Гала", также названного автором "Портрет Гала по пятнам на бумаге" и использованного для обложки каталога выставки "Дали: картины и рисунки, 1965-70 гг". в нью-йоркской галерее М. Нодлера, Дали говорил, что он хотел видеть улыбку Гала при каждом посещении этого зала, поэтому этот рисунок всегда находится здесь, в указанном художником месте.

Организационные нужды экспозиции могут вызывать замену какого-либо из упомянутых произведений этого зала другими работами: "Кубистская композиция. Портрет Федерико Гарсии Лорка" (ок. 1923 г.), "Девушка из Фигераса" (1926) [СИ], "Портрет господина Эмилио Терри" (1934), "Человек с головой, полной облаков" (1936), "Исчезающее изображение" (1938) [С23], "Три женщины, имитирующие движения парусника" (1940), "Тройное явление лица Гала" (1945) или "Дематериализация носа Нерона" (1947).

Зал Сокровищ, обитый красным бархатом, будто шкатулка для драгоценностей

Зал Сокровищ, обитый красным бархатом, будто шкатулка для драгоценностей
Зал Сокровищ, обитый красным бархатом, будто шкатулка для драгоценностей

Картина «Галарина», 1945
Картина «Галарина», 1945

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
©2007—2021 «Жизнь и Творчество Сальвадора Дали»